Образование на дому

Формы организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования определены пунктом 11 статьи 139 Кодекса Республики Беларусь об образовании. В целях социализации обучающихся, получающих образование на дому, могут организовываться:

при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее – образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования) – игры, занятия, коррекционные занятия на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому, оказание коррекционно-педагогической помощи.

Для воспитанников, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими учреждения образования, наряду с занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в учреждении образования.

Образовательный процесс при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на дому организуется с учетом характера течения заболевания, заключения врачебно-консультационной комиссии (далее – заключение ВКК), рекомендаций, содержащихся в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для обучающегося с ОПФР, возрастных и индивидуальных возможностей, способностей и потребностей воспитанника или учащегося.

Учреждение образования, организующее образовательный процесс для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на дому, обеспечивает воспитанника или учащегося учебниками, учебными пособиями, иными учебными изданиями в порядке, определяемом законодательством.

 

Особенности организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому

Образовательный процесс для освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования на дому организуется учреждением образования, реализующим образовательную программу дошкольного образования, по месту жительства (месту пребывания) воспитанника или учреждением образования, которое он посещал до возникновения медицинских показаний для получения образования на дому.

Решение об освоении образовательной программы дошкольного образования на дому, организации игр, занятий на дому или в учреждении образования принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отдел (управление) образования) по месту жительства (месту пребывания) воспитанника.

Для принятия решения об освоении образовательной программы дошкольного образования на дому родителем (законным представителем) воспитанника в отдел (управление) образования по месту жительства (месту пребывания) воспитанника на основании пункта 3 статьи 141 Кодекса подаются следующие документы:

заявление родителя (законного представителя) воспитанника;

заключение врачебно-консультационной комиссии, форма которого установлена в приложении к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 июля 2010 г. № 83.

В заявлении родителем (законным представителем) воспитанника указывается место проведения занятий – на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, которое будет осуществлять реализацию образовательной программы дошкольного образования.

Отдел (управление) образования в течение трех календарных дней со дня подачи родителем (законным представителем) воспитанника документов, указанных в пункте 10 настоящего инструктивно-методического письма, принимает решение об освоении содержания образовательной программы дошкольного образования на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, определяет учреждение образования по месту жительства (месту пребывания) воспитанника, которое будет осуществлять реализацию образовательной программы дошкольного образования на дому, и информирует родителя (законного представителя) воспитанника о принятом решении.

На основании решения отдела (управления) образования, заявления родителя (законного представителя) воспитанника, документов, указанных в пункте 10 настоящего инструктивно-методического письма, руководителем учреждения образования, которое определено для обеспечения освоения образовательной программы дошкольного образования, издается приказ об организации освоения воспитанником содержания образовательной программы дошкольного образования на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования, назначении педагогических работников для осуществления образовательной деятельности.

Досрочное прекращение освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования возможно по инициативе родителя (законного представителя) воспитанника на основании его заявления.

Специфика организации образовательного процесса на дому, в том числе в сочетании на дому и в учреждении образования, индивидуализация максимального (минимального) допустимого объема учебной нагрузки в неделю определяются отделом (управлением) образования по месту жительства (месту пребывания) воспитанника во взаимодействии с его родителем (законным представителем) с учетом возможностей организации обучения, доставки к месту обучения и обратно.

Для организации освоения содержания образовательной программы дошкольного образования на дому учреждением образования на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования разрабатывается индивидуальный учебный план.

Индивидуальным учебным планом устанавливаются особенности получения воспитанником дошкольного образования (на дому или в сочетании на дому и в учреждении образования), перечень образовательных областей с указанием количества учебных часов на их изучение, общего количества учебных часов в неделю, максимальный допустимый объем учебной нагрузки в неделю на воспитанника.

Индивидуальный учебный план утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с родителем (законным представителем) воспитанника.

На основании индивидуального учебного плана учреждением образования, организующим освоение образовательной программы дошкольного образования на дому, с учетом санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов составляется расписание занятий для воспитанника, в котором определяются последовательность и количество занятий в течение дня и недели по образовательным областям в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования.

Расписание занятий утверждается руководителем учреждения образования, организующего освоение образовательной программы дошкольного образования на дому, по согласованию с родителем (законным представителем) воспитанника.

Содержание работы по освоению образовательной программы дошкольного образования на дому вносится педагогическим работником в план организации образовательного процесса с воспитанниками (структурный компонент «Специально организованная деятельность (игра, занятие)»).

При получении дошкольного образования на дому учреждение образования при необходимости организует оказание воспитаннику и его родителю (законному представителю) социально-педагогической поддержки и психологической помощи, коррекционно-педагогической помощи.

Выдержки из Инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь "Об организации образовательного процесса при получении дошкольного, общего среднего и специального образования на дому" от 31.08.2023 г.