Инновационная деятельность

Мы - участники инновационного республиканского проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста». Срок реализации инновационного проекта: 2020-2024 г.г.

Консультантами инновационного проекта являются:

Давидович Альбина Леонидовна- начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь.

Смолер Елена Ивановна - доцент кафедры общей и дошкольной педагогики белорусского педагогического университета имени М. Танка, кандидат педагогических наук, доцент.

Общее руководство инновационной деятельностью осуществляет научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Цель инновационного проекта: сформировать экономические значимые качества личности, необходимые компетенции, правила и нормы экономически грамотного поведения у детей 3-7 лет в образовательном процессе.

Инновационный проект «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» будет способствовать освоению воспитанниками от 3 до 7 лет содержания образовательной области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», формированию у них экономически значимых качеств личности овладению ими необходимыми компетенциями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, совершенствованию организации образовательного процесса.

Реализация содержания инновационного проекта позволит внедрить в образовательный процесс учреждений дошкольного образования эффективные формы, методы и приемы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования.

В ходе реализации проекта у воспитанников обогащаются представления об элементарных экономических явлениях и понятиях, формируются экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность), интерес к результату своего труда, представления о его значимости.

Основы финансовой грамотности с нуля

-Что же такое «банк»?

-Банк – это специальное здание, в котором работают с деньгами. Банки принимают от людей деньги на сохранение – это вклады. Потом банк возвращает человеку эти деньги и сверху что-то доплачивает – это проценты вклада. А если ты захочешь купить новую машину и у тебя не будет хватать денег, можно попросить у банка, но ты должна будешь эти деньги вернуть, заплатив банку вознаграждение.

-А для чего еще нужны банки?

-Банки принимают платежи, ну, например, за сад, за свет, за интернет. Вообще, у банка много работ.

…Такая короткая беседа состоялась у воспитанника средней группы ГУО «Санаторный детский сад г.Сморгони» со своей мамой во время сбора ребенка домой. Эти впечатления и определенный багаж знаний были получены дошкольником и всеми его согруппниками во время экскурсии в ОАО «АСБ Беларусбанк». Данная экскурсия была организована в рамках участия группы в инновационном проекте «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста». Компетентные сотрудники банка вместе с плюшевым Грошиком смогли в увлекательной форме показать детям основное назначение банка, способы работы с клиентами и многогранные возможности банка (напр., находясь в Сморгони можно переслать деньги в далекую Африку; деньги можно обменять на золотой слиток и многое другое). Кроме этого, детям было предложено нарисовать тот банк, услугами которого им захотелось бы пользоваться. Идей было много: «ночной» банк, банк с кучей золотых монет, как у Дональд Дака, банк с «радужной» расцветкой и др. Все предложения были услышаны и отправлены на рассмотрение директору банка.

В такой легкой и непринужденной форме дети овладевают простейшими экономическими понятиями. Это не дань моде, а стремление соответствовать запросам современного общества.

свернуть

Путешествие по стране гнома Экономыча

Благодаря участию в инновационном проекте воспитанники познакомились с такими понятиями, как “потребности”, “товары”, “услуги”, “доход”, “расход”. Нашим воспитанникам по новому открылось понятия “труд”, ”специальность”. Они узнали, что труд – это основа жизни, способ зарабатывания денег, а деньги бывают разные.

Основываясь на уже полученных знаниях было решено провести квест-игру “По карте гнома Экономыча”.

Старый знакомый ребят, гном Экономыч, показал необычную карту, пройдя по которой можно найти клад. Однако, для того, чтобы его найти надо выполнить задания и сложить ключ, который поможет открыть сундук с кладом. Это предложение детям очень понравилось и они с радостью согласились отправиться в путь.

Двигаясь по карте, открывая конверты разного цвета, ребята отгадывали загадки с экономическими терминами. В игре “Что можно купить, а что нельзя” дети раскладывали карточки с изображением различных предметов в кошельки. В открытый красный кошелёк складывалось то, что можно купить, а под синим закрытым крепилось то, что нельзя купить за деньги – это здоровье, жизнь, любовь, природа. С помощью экспериментов наши воспитанники сравнили достоинства банкноты и монеты. Результат каждого эксперимента фиксировался на доске самими детьми. Интересно и живо прошла игра “Доход – расход” с мячом. Ребята ни разу не ошиблись. После каждого выполненого задания они находили элемент ключа и складывали его на мольберте. Когда ключ был собран, дети нашли заветный сундук с кладом. Сколько же было радости, когда открыв его, они увидели там монетки для сюжетно-ролевой игры “Магазин” и шоколадные монетки!

Вот так, в игровой форме, наши воспитанники знакомятся с основами экономической культуры. Работа продолжается и мы думаем, что всё то, что дети узнают, обязательно пригодится им в жизни.

свернуть

Работники Беларусбанка в гостях у ребят

Воспитанников ГУО «Санаторный детский сад г. Сморгони» посетил представитель АСБ «Беларусбанк», который организовал с детьми просмотр обучающего мультфильма «Уроки тетушки Совы». Дети в увлекательной форме узнали, что давным-давно вместо денег люди пользовались предметами-заместителями (камешками, листочками и др.). Тетушка Сова закрепила представления детей о понятиях: «потребности», «наличные и безналичные деньги», «банк и его возможные операции». В качестве сюрпризного момента представитель банка подарила детям плюшевого Грошика, который будет путешествовать с детьми во время занятий по экономическому образованию.

Данный визит открыл возможности для дальнейшего сотрудничества учреждения дошкольного образования и АСБ «Беларусбанк» для реализации мероприятий по инновационному проекту. Следующая встреча состоится во время показа детьми спектакля по авторской сказке «Любопытный щенок».

 

свернуть

Игровое пособие «Банкомат» для сюжетно- ролевых игр «Супермаркет», «БПС-сбербанк», «Кафе»

Сюжетно-ролевая игра "Супермаркет"

Беседа "Деньги всякие нужны"