Ресурсный центр

Положение о ресурсном центре

План работы на 2023/2024 учебный год

Формирование основ здорового образа жизни у воспитанников посредством использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет о работе ресурсного центра в 2022/2023 учебном году

В течение 2022/2023 учебного года деятельность районного ресурсного центра государственного учреждения образования «Санаторный детский сад г. Сморгони» по теме  «Формирование основ здорового образа жизни у воспитанников посредством использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» была направлена на сохранение и укрепление  здоровья детей, совершенствование здоровьесберегающей системы и здоровьеформирующей среды, реализацию новых подходов к использованию здоровьесберегающих технологий, направленных на улучшение качества жизни и состояния здоровья воспитанников, распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с опытом работы по данному направлению.

Педагогический коллектив использовал в работе медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, валеологического просвещения родителей и педагогов.

Медико-профилактические технологии применялись медицинскими работниками по индивидуальным рекомендациям врача-педиатра для каждого воспитанника: ультразвуковая терапия, светолечение, ингаляции, массаж, УФО зева и носа, витаминотерапия, общеукрепляющее лечение, полоскание отварами трав носоглотки и зева, смазывание пазух носа оксолиновой мазью. Из нетрадиционных здоровьесберегающих технологии проводились сеансы ароматерапии, пассивные ингаляции фитонцидов. 

Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии такие как  закаливание, корригирующая гимнастика (дыхательная гимнастика, упражнения на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия, самомассаж) использовались педагогическими работниками  в различных формах физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, физкультурное занятие, лечебная физкультура, динамические паузы, физкультминутки,  тематические игры-занятия по формированию навыков здорового образа жизни, Дни здоровья, спортивные праздники и развлечения.

 Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – логоритмическая и пальчиковая гимнастика, психогимнастика,  гимнастика для глаз, песочная терапия, сказкатерапия, музыкотерапия, релаксация, игротерапия активно применялись  учителем-дефектологом Козич Н.Л., воспитателями дошкольного образования.

Результатами деятельности ресурсного центра стали сценарии совместных мероприятий, подборка консультационных материалов, методические разработки для педагогов учреждений дошкольного образования  по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с воспитанниками. Проведены семинар-практикум с педагогами «Двигательная активность – источник здоровья воспитанников»;  консультации «Как научить трехлеток активно двигаться», «Использование нестандартного физкультурного оборудования на занятиях», «Охрана зрения детей на занятиях»; буклеты для родителей (законных представителей) воспитанников «Образ жизни – только здоровый», «Закаливание детей дошкольного возраста», «Занятия плаванием и укрепление здоровья», разработан консультационный и наглядный материал для размещения в родительских уголках.

Активно используется педагогическими работниками нестандартное физкультурное оборудование “Гусеница”, “Солнышко”, “Воздушный футбол”, “Чудо-домики”, “Покорми лягушку”, “Боулинг”, “Волшебный парашют”, “Многофункциональные стойки “Развивайка”, “Воздушный пинг-понг”, “Балансир”, “Волшебные шарики”, “Чудо-зонтик с бабочками”, “Массажные дорожки”.

Пополнены новинками художественной литературы, играми, памятками, тренажерами для зрительной и дыхательной гимнастик “Уголки Здоровья” в группах. Для закрепления навыков здорового образа жизни в работе с воспитанниками педагоги используют лэпбуки: “Будь здоров!”, “Азбука здоровья”, “Здоровым быть здорово”, “Здаровы лад жыцця”; активно применяют электронный образовательный ресурс (игра “Путешествие в страну здоровячков”), созданный воспитателем дошкольного образования Хвостенко Л.М.

Творческой группой педагогов создана “Книга здорового поколения”, в которой отражены формы работы по формированию здорового образа жизни воспитанников, применяемые в практике работы педагогов учреждения образования.

Для родителей созданы буклеты “Здоровым быть модно”, “Культура здоровья”, “Выбери здоровый образ жизни”, памятки “ЗОЖ. Поразмышляем”, “Занятие плаванием и укрепление здоровья”, “Закаливание детей раннего возраста” и др. В каждой возрастной группе воспитателями дошкольного образования совместно с родителями воспитанников обобщены опыты семейного воспитания по формированию здорового образа жизни. Воспитатели дошкольного образования Маршалак А.Е. и Чернецкая Л.А. активно использовали проектную деятельность “Через сказку к здоровью”.

В октябре 2022 года в учреждении образования прошла тематическая неделя здоровья «Быть здоровым – здорово», В рамках тематической недели были организованы игры-занятия с воспитанниками «В гостях у Доктора Айболита», «Полезные продукты», «Страна Неболейка», «Хочу быть здоровым», «Спорт и здоровье», викторина «Все о здоровье»,  День здоровья, игры, беседы и др.

Взаимодействие ресурсного центра с педагогическими работниками района осуществлялось через районное сетевое сообщество “Дошкольники Сморгони” и официальный сайт учреждения образования.

В ноябре 2022 года опыт работы заместителя заведующего по основной деятельности С.М.Пасынок «Использование здоровьесберегающих технологий в учреждении дошкольного образования» был представлен на Международной научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество». Заместителем заведующего по основной деятельности Пасынок С.М. подготовлена презентация “Использование нестандартного физкультурного оборудования в практике оздоровления воспитанников” .

Свой опыт работы  педагоги публиковали на педагогическом портале Республики Беларусь: сценарий физкультурного досуга “Мы здоровье бережём – олимпийцами растем” Пасынок С.М., конспект интегрированного занятия-игры “Учимся быть здоровыми” Дрозд М.В., конспект интегрированного занятия по образовательной области “Ребёнок и общество” “Путешествие в страну здоровья” Базюк Е.Т., конспект занятия по образовательной области “Ребенок и общество” “Падарожжа ў краіну “Культура харчавання” Чернецкая Л.А., конспект занятия в старшей группе по образовательной области “Ребёнок и общество” “Где прячется здоровье” Хвостенко Л.М.

На сайте учреждения дошкольного образования создана рубрика «Ресурсный центр», в которой в открытом доступе размещены локальные документы о работе ресурсного центра, материалы из опыта работы педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, рекомендации, памятки для родителей и педагогов.

В результате анализа работы ресурсного центра за 2022/2023 учебный год педагогический коллектив пришел к выводу, что  используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у воспитанников стойкую мотивацию к здоровому образу жизни, повышают результативность образовательного процесса, способствуют укреплению здоровья детей и снижению заболеваемости в детском коллективе. Об этом свидетельствуют показатели состояния здоровья воспитанников в конце учебного года: эффективность оздоровления составила 27% (2021/2022 – 14%), индекс здоровья 93%, что на 3 % выше показателя предыдущего учебного года; 27,% (28 воспитанников) получили 1 группу здоровья, 1 воспитанник перешел из третей группы здоровья во вторую.  

Законные представители воспитанников приветствуют созданную систему здоровьесбережения в учреждении образования, считают необходимым популяризировать навыки здорового образа жизни в семье, однако не все применяют здоровьесберегающие технологии в семейном воспитании.

 Поэтому педагогический коллектив определил, что в 2023/2024 учебном году необходимо:

  1. изучить наиболее позитивный и успешный опыт по формированию здорового образа жизни в семьях наших воспитанников с целью его обобщения и распространения;
  2. активизировать проектную деятельность в работе ресурсного центра учреждения образования путем создания проекта по теме «Через сказку к здоровью» на основании опыта работы воспитателей дошкольного образования Маршалак А.Е. и Чернецкой Л.А.

Заместитель заведующего

по основной деятельности                                                   С.М.Пасынок

 

свернуть

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

В  государственном учреждении образования «Санаторный детский сад г. Сморгони»  в процессе образовательной деятельности широко используются здоровьесберегающие технологии, важность и необходимость которых в укреплении здоровья воспитанников осознает каждый педагог дошкольного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии - это  совокупность методов, приемов организации образовательного процесса, направленные на сохранение, укрепление и   поддержание  здоровья детей.

Медико-профилактические технологии  проводятся под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения, в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Физкультурно-оздоровительные технологии являются инструментарием педагога и направлены на укрепление здоровья ребенка, развитие его физических качеств и двигательной активности, воспитание привычки заботиться о своем  здоровье.

Комплексное использование данных технологий позволяет добиться благоприятной динамики состояния здоровья дошкольников, сформировать желание и стремление в будущем вести здоровый образ жизни.

Для оздоровления часто и длительно болеющих детей  используется широкий спектр нетрадиционных здоровьесберегающих технологий. Одна из них – аэрофитотерапия.   С этой целью на территории детского сада разбит фитоогород для выращивания  ароматных трав и лекарственных растений: чабрец, базилик, мята, шалфей, ромашка, календула и другие. Из собранных и засушенных лекарственных растений изготавливаются аромаподушечки, которые закрепляются у изголовья каждой детской кроватки. Во время сна дети вдыхают полезные запахи, наслаждаются ароматами трав,  быстро засыпают.

Специальные сеансы ароматерапии проводятся в соответствии с планом лечебно-профилактических мероприятий  в помещении медицинского назначения – ингалятории под наблюдением медицинской сестры. Эфирные масла обладают бактерицидным действием и являются иммуностимуляторами, что способствует улучшению качественного состава микрофлоры верхних дыхательных путей. Практика показала, что применение ароматерапии у часто и длительно болеющих детей. особенно в межсезонье, способствует значительному снижению простудных заболеваний.

Заслуживает внимания экологический "Сад здоровья", расположенный в галерее бассейна. Это самый привлекательный уголок природы в детском саду, где дети могут наблюдать за цветением растений круглый год. Кроме того, воздух в «саду» обладает особенными лечебными свойствами, так как растения, подобранные по экологическому принципу, подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, способствуют благоприятному психоэмоциональному состоянию. Поэтому именно здесь проводятся сеансы дыхательной гимнастики с детьми с использованием нестандартного оборудования: ленточек, вертушек, султанчиков, бутылочек для дыхания, мыльных пузырей. 

Дети с удовольствием употребляют ароматные и вкусные фиточаи: «Смородинка», «Кладезь здоровья», «Витаминный», которые обладают целебными свойствами . Фито чаи приобретаются в аптеке. 

Анализируя опыт своей работы, мы пришли к выводу, что оздоровительные силы природы значительно активизируют биологические процессы в организме ослабленного и часто болеющего ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления. Но особенно эффективно их использование в комплексе с физкультурно-оздоровительной работой. 

Детям, которые имеют противопоказания к занятиям физкультурой, назначается лечебная физкультура. Специально подобранные комплексы для занятий  утверждены врачом-педиатром и направлены как на профилактику нарушений осанки, плоскостопия, так и на коррекцию имеющихся нарушений в физическом развитии .    

Лечебный эффект оказывает выполнение упражнений на мячах-фитболах, что позволяет укреплять мышцы спины и брюшного пресса, формировать навык правильной осанки. Продолжительность занятий не превышает 8-12 минут, так как они очень интенсивны и быстро вызывают утомление. Все упражнения с мячами выполняются в имитационно-игровой форме.

Для профилактики плоскостопия у детей используются «дорожки здоровья» - контейнеры, которые наполнены различным природным материалом. Ходьба по таким дорожкам оказывает массажный эффект на свод стопы и способствует закаливанию детского организма.

Более разнообразную двигательную деятельность детей обеспечивают упражнения на простейших тренажерах: это гантели, медболы, роллеры, плечевые эспандеры. Они направлены на развитие силы мышц верхнего плечевого пояса и спины, эффективны для профилактики нарушений осанки, подвижности суставов и гибкости позвоночника.

Пользуются популярностью и интересом у детей занятия под музыкальное сопровождение на специально изготовленных степах. Степ-аэробика способствует развитию чувства ритма, развивает координацию движений, уровень двигательной памяти. Дети получают заряд бодрости и хорошего настроения.

А сколько радости и восторга приносит детям посещение бассейна. Обучаясь плаванию и выполняя несложные упражнения на воде, у детей закаливается организм, повышается иммунитет. В результате уровень заболеваемости в период эпидемии гриппа значительно снижается. Плавание оказывает положительный эффект в оздоровлении: влияет на работу сердечно-сосудистой системы, усиливает кровообращение. 

Обучение плаванию проходят в форме групповых занятий, по возрастным группам 2 раза в неделю. Продолжительность занятия в младшей группе – 15 минут, в средней группе  – 20  минут, в старшей группе – 25  минут. 2 раза в неделю во второй половине дня организована дополнительная образовательная услуга  по обучению плаванию на платной основе для детей в возрасте от 3-х до 9 лет.

Благодаря комплексному подходу к оздоровлению часто и длительно болеющих детей, совместным усилиям  медицинских и педагогических работников, удается достигать положительных результатов в укреплении здоровья воспитанников. 

О работе государственного учреждения образования "Санаторный детский сад г. Сморгони"  сложилось позитивное общественное мнение в городе, оно становится все более популярным и востребованным родителями, потому что здоровье - самое ценное, что есть у человека и заботиться о нем необходимо с детства!

свернуть

Методические рекомендации по осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода на физкультурных занятиях к воспитанникам с ослабленным здоровьем с учетом специфики наиболее распространенных заболеваний

Следует отметить, что методика проведения физкультурных занятий с часто и длительно болеющими воспитанниками с одной стороны – не отличается от традиционной, а с другой – имеет свою специфику, выраженную:

 – в индивидуально-дифференцированном подходе в процессе выполнения физических упражнений в зависимости от характера заболевания конкретного ребенка и рекомендаций врача,

 – в постепенном повышении и снижении физической нагрузки, в увеличении продолжительности вводной и заключительной частей физкультурного занятия,

 – в последовательном освоении программного материала с увеличением периода обучения тем или иным двигательным действиям и включением их в содержание большего количества занятий.

Ниже приведены рекомендации по осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода на физкультурных занятиях с учетом специфики наиболее распространенных заболеваний часто и длительно болеющих воспитанников.

Воспитанникам с заболеваниями органов дыхания показаны:

 – физические нагрузки циклического характера средней и малой интенсивности (ходьба, бег, катание на велосипеде, самокате и др.);

 – общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов в чередовании с дыхательными упражнениями, упражнениями на осанку и расслабление мышц;

 – упражнения, способствующие усилению выдоха (наклоны, повороты), вдоха (поднимание и опускание рук);

 – упражнения для укрепления мышц шеи, рук, груди, брюшного пресса.

В содержание физкультурных занятий следует включать дренажные упражнения для лучшего отхождения мокроты и упражнения на тренировку диафрагмального дыхания (на вдохе выпятить живот, а на выдохе медленно его втянуть), стараясь удлинять время выдоха вдвое по отношению к вдоху; подвижные игры с ходьбой, бегом, прыжками в чередовании с динамическими дыхательными упражнениями.

Учитывая слабую физическую подготовленность и пониженную работоспособность детей с заболеваниями органов дыхания на физкультурных занятиях им необходимо ограничить силовые нагрузки, интенсивный бег, исключить упражнения с задержкой дыхания и натуживанием.

Воспитанникам с заболеваниями сердечнососудистой системы для усиления притока крови к сердцу, увеличения силы сердечных сокращений, улучшения общей работоспособности будут полезны:

– общеразвивающие упражнения с предметами, на предметах, у предметов в чередовании с динамическими дыхательными упражнениями;

 – силовые нагрузки с доступным отягощением и сопротивлением;

 – дозированная ходьба, бег малой и средней интенсивности на короткие дистанции;

 – упражнения на диафрагмальное дыхание, звуковая гимнастика с произнесением звуков и слогов на выдохе; 

 – упражнения для плечевого пояса, мышц нижних конечностей в исходных положениях сидя и лежа;

 – упражнения на тренировку вестибулярного аппарата и функции равновесия;

 – подвижные игры малой и средней интенсивности с ходьбой, бегом, ползанием, лазанием, метанием предметов вдаль и в цель.

При проведении физкультурных занятий воспитанникам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы следует ограничить нагрузку на выносливость, снизить продолжительность и интенсивность бега, прыжков, подвижных игр и игровых заданий с бегом и прыжками.

Воспитанникам с заболеваниями органов пищеварения будут полезны:

 – упражнения с чередованием сокращения и расслабления мышц тазового дна, брюшного пресса, усиливающие приток крови к органам брюшной полости;

 – статические и динамические упражнения на тренировку грудного и диафрагмального дыхания, оказывающие массирующее воздействие на печень, желудок, кишечник;

– упражнения для повышения внутрибрюшного давления и улучшения кровообращения в брюшной полости (наклоны, повороты туловища, сгибание-разгибание конечностей в разных исходных положениях – сидя, стоя, лежа);

 – упражнения в расслаблении, понижающие тонус мышц желудка, кишечника.

Воспитанникам с заболеваниями органов пищеварения следует ограничить интенсивные упражнения на мышцы брюшного пресса и спины, прыжковые задания (прыжки в длину и в высоту, спрыгивание с высоты, перепрыгивание через предметы и др.) и подвижные игры с прыжками.

Воспитанникам с заболеваниями почек показаны:

 – общеукрепляющие упражнения для мышц шеи, рук, спины, подвижные игры и игровые упражнения малой и средней интенсивности;

 – упражнения для мышц брюшного пресса и спины, диафрагмы и тазового дна, улучшающие почечное кровообращение.

При проведении физкультурных занятий в первую очередь необходимо предупредить переохлаждение или перегрев организма воспитанников с заболеваниями почек, использовать закаливающие свойства внешней среды очень осторожно, исключить кувырки, резкие изменения положения тела, упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки) или умеренные по интенсивности, но чрезмерно продолжительные, вызывающие общее утомление нагрузки.

Воспитанникам с нарушениями зрения для развития тренировки зрительного внимания, координации движений, пространственной ориентации  будут полезны:

 – общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

 – специальные упражнения для мышц шеи и спины, улучшающие кровоснабжений глазных мышц (плавные, без рывков наклоны, повороты, вращения);

 – циклические виды движений малой и средней интенсивности (ходьба, бег, лазание);

 – упражнения, связанные со зрительным контролем движущихся предметов: игры с мячами разных диаметров (бросание, ловля, метание вдаль и в цель);

 – элементы спортивных игр (теннис, бадминтон, хоккей, футбол, городки).

– упражнения для профилактики сопутствующих физических отклонений (нарушения в развитии осанки и стопы).

Воспитанникам с нарушениями зрения следует исключить прыжки в длину, в высоту, с высоты, кувырки, резкие наклоны и изменения положения тела, силовые нагрузки.

При проведении физкультурных занятий с воспитанниками санаторного детского сада особое внимание необходимо уделять формированию навыка правильной осанки и профилактике плоскостопия, т.к. дефекты в развитии опорно-двигательного аппарата являются сопутствующими при большинстве хронических заболеваний со стороны сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, зрения.

Для воспитанников с нарушениями осанки будут полезны:

 – упражнения, тренирующие выносливость и гибкость мышц спины (наклоны, повороты корпуса, прогибание и выгибание корпуса в упоре на коленях, прогибание корпуса в исходных положениях лежа на спине и животе и др.)

 – упражнения, укрепляющие мышечный корсет (с гимнастическими палками, набивными мячами мешочками, обручами и др.);

 – упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и связочно-мышечного аппарата нижних конечностей (ходьба с разным положением рук, с высоким подниманием бедра, на носках, в полуприседе; поочередное поднимание ног в исходном положении лежа на спине (прямых и со сгибанием в тазобедренном суставе); имитация езды на велосипеде в разных исходных положениях (сидя, лежа на спине) и др.);

 – упражнения, вырабатывающие мышечное чувство правильного положения тела (упражнений в равновесии, балансировании на подвижной неподвижной опоре; упражнения, выполняемых без зрительного контроля; упражнения, с удержанием предметов на голове; упражнения в ползании, лазании и др.)

В работе с воспитанниками с нарушениями осанки с осторожностью следует применять, ограничить или исключить (в зависимости от рекомендаций врача) упражнения в подсоках, прыжках, статические силовые упражнения и силовые упражнения с чрезмерным отягощением, висы.

В работе с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии стопы, особое внимание следует уделять наличию у них противопоказаний к выполнению отдельных физических упражнений. Например, если у ребенка плоскостопие, ему противопоказана спортивная ходьба, ходьба на пятках, босиком по мягкой основе; полезна ходьба «по-медвежьи» с постановкой стоп внутрь. Для воспитанников, имеющих «О-образные ноги» (остаточные проявления рахита), наоборот противопоказана ходьба «по-медвежьи», но полезны упражнения на сведение коленных суставов. При «Х-образных» ногах нецелесообразны прыжки с зажатым между колен мячом, набивным мешочком, а полезны ходьба с постановкой стоп внутрь, упражнения в исходном положении сед, согнув ноги скрестно.

Систематическое осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на физкультурных занятиях с учетом специфики заболеваний детей является одним из основных условий повышения эффективности обучения, а благодаря механизмам оздоровительного действия приведенных выше физических упражнений можно расширять функциональные возможности растущего организма без ущерба для его здоровья.

Вместе с тем, особенности проведения физкультурных занятий с часто и длительно болеющими воспитанниками заключаются не только в реализации индивидуально-дифференцированного подхода, но и в постепенном повышении и снижении физической нагрузки с целью выработки механизмов срочной и долговременной адаптации к мышечной работе.

Постепенное повышение физической нагрузки регулируется изменением количества, продолжительности, интенсивности и темпа выполняемых упражнений. Для ослабленных воспитанников следует расширить период «врабатывания» за счет увеличения вводной части занятия на 1-1,5 мин путем включения в ее содержание разнообразных дыхательных упражнений, разных вариантов ходьбы, подвижных игр с ходьбой, упражнений на внимание.

Реакция организма воспитанников на физическую нагрузку определяется по частоте сердечных сокращений (ЧСС) и внешним признакам утомления. При соблюдении методики физкультурного занятия во вводной части ЧСС возрастает на 15–20 %, в основной части на 50–60 % по отношению к исходной величине. В заключительной части ЧСС снижается и превышает исходные данные на 5–10 %, а спустя 2-3 минуты после занятия возвращается к исходному уровню.

В основной части физкультурного занятия интенсивные нагрузки целесообразно чередовать с малыми нагрузками, а также с периодами активного отдыха со снижением пульса на 20-30%. Чередование таких нагрузок способствует сохранению работоспособности детей на протяжении всего занятия, а физиологическая кривая ЧСС при врачебно-педагогическом контроле будет иметь многовершинный, волнообразный характер.

Постепенное снижение физической нагрузки происходит в заключительной части физкультурного занятия и для ослабленных воспитанников ее продолжительность также целесообразно увеличить на 1-2 мин, включив в ее содержание упражнения в расслаблении, релаксацию, дыхательную гимнастику, подвижные игры с ходьбой и другими действиями малой интенсивности.

Применяя бег или подвижные игры с элементами бега на физкультурных занятиях, следует проявлять большую осторожность в дозировке с учетом физической подготовленности ребенка, его реакции и физическую нагрузку и рекомендаций врача. Следует помнить, что продолжительность непрерывного бега малой и средней интенсивности для воспитанников 3-4 лет составляет 50-60 с, длина дистанции в беге на скорость – 10-15 м; для воспитанников 4-5 лет - до 1,5 мин, длина дистанции в беге на скорость – 15-20 м; для воспитанников 5-7 лет - до 2 мин, длина дистанции в беге на скорость –20-30 м.

Вместе с тем, циклические упражнения, например бег в чередовании с ходьбой умеренной интенсивности значительно улучшает работу органов дыхания и сердечнососудистой системы, оказывая благоприятное воздействие на организм воспитанников с ослабленным здоровьем.

Ослабленные дети нуждаются не столько в снижении общего объема физической нагрузки, хотя на определенный период это ограничение необходимо, сколько в обеспечении комплекса медико-педагогических условий, в которых осуществляется их двигательная деятельность. Эти условия должны способствовать постепенному повышению активности детей, увеличению интенсивности характера их деятельности, обеспечивающей совершенствование выносливости и тренированности организма. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребенка индивидуальной «зоны ближайшего развития». Как правило, дети, имеющие даже незначительные функциональные отклонения в состоянии здоровья, чаще всего характеризуются отставанием и в двигательном развитии

Именно поэтому процесс обучения воспитанников с ослабленным здоровьем основным видам движений имеет свою специфику, направленную как на уменьшение дозировки, так и на облегчение условий выполнения того или иного двигательного действия (меньшая высота снаряда, надежная страховка, облегченные исходные положения, подготовительные и подводящие упражнения и др.).

При обучении физическим упражнениям необходимо строго соблюдать дидактические принципы последовательности, постепенности и доступности, придерживаясь следующих правил: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Например, при освоении упражнений в равновесии вначале дети выполняют их на низкой опоре на полу (доска, бум), а только затем на гимнастической скамейке. Освоение прыжков в длину и в высоту начинается с обучения перепрыгиванию через невысокие предметы (обручи, мешочки, палки), а развитию навыков лазания по вертикальной плоскости предшествуют упражнения в ходьбе по наклонной поверхности, перелезании через предметы, мягкие модули.

Замедленное усвоение учебного материала у ослабленных воспитанников требует от педагога более подробного и частого объяснения двигательных заданий, а от детей многократного их повторения на последующих занятиях.

Таким образом, представленные методические рекомендации позволят педагогам грамотно планировать физкультурные занятия с часто и длительно болеющими воспитанниками от 3 до 7 лет и проводить их с учетом возрастных особенностей, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности на высоком организационно-методическом уровне.

свернуть

Методические рекомендации по проведению закаливающих процедур с воспитанниками от 3 до 7 лет

Рассматривая закаливание как систему медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к многочисленным неблагоприятным факторам внешней среды, можно выделить два направления, дополняющих друг друга: организация закаливающей среды и специальные закаливающие процедуры.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей. Важность правильной организации среды обусловлена постоянным, практически круглосуточным ее воздействием, тогда как специальные закаливающие процедуры составляют секунды, минуты. Например, обливание стоп не может «научить» терморегуляционную систему адекватно реагировать на холодовой раздражитель, если весь период бодрствования ребенок находится в теплой обуви. Невозможна тренировка химической и физической терморегуляции путем принятия прохладного душа, если в остальное время суток (более 23 ч) ребенок пребывает в помещении с температурой 22—25°С, а поддержание тренирующего микроклимата затруднено еще и лишними слоями одежды.

Таким образом, закаливающая среда — это регулирование микроклимата помещений в соответствии с гигиеническими нормами (одностороннее ежечасное проветривание, сквозное проветривание 2-3 раза в день), обеспечивающими пульсирующую температуру воздуха с перепадом 3-5 °С; использование одежды и обуви с учетом их теплозащитных свойств и назначений (удовлетворяющая гигиеническим требованиям спортивная одежда и обувь не пригодны для постоянной носки); ежедневные занятия, отдых на открытом воздухе.

При проведении закаливающих процедур необходимо учитывать следующие принципы:

- постепенность увеличения закаливающих воздействий, связанных с приспосабливаемостью организма к необычным условиям;

- систематичность повторения закаливающих воздействий (в основе закаливания лежит образование условного рефлекса);

- комплексность использования всех природных факторов вместе с физическими упражнениями;

- необходимость учета индивидуальных особенностей организма ребенка в зависимости от его группы здоровья;

- сочетание общих и местных охлаждений (с учетом возраста).

В случае, если прекращение процедур происходит в результате болезни или другого фактора на 5-10 дней, у детей трехлетнего возраста следует снова начинать применение закаливающих процедур, снизив их температуру на 3-4° относительно последней, используемой до болезни; если же продолжительность перерыва была более 10-12 дней, то нужно возвратиться на начальный этап, так как произошло угасание условного рефлекса.

Правила, которыми следует руководствоваться при организации закаливания:

 - процедуры закаливания должны быть комплексными и достаточно интенсивными, носить систематический характер, не иметь перерывов (за исключением возможной болезни ребенка);

 - следует учитывать индивидуальные особенности здоровья ребенка, его возраст, настроение;

 - начинать закаливание можно в любое время года, но предпочтительным является теплый период;

 - необходимо постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий;

 - закаливающие процедуры должны вызывать у ребенка положительные эмоции, в противном случае можно получить эффект неприятияОрганизация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей. Важность правильной организации среды обусловлена постоянным, практически круглосуточным ее воздействием, тогда как специальные закаливающие процедуры составляют секунды, минуты. Например, обливание стоп не может «научить» терморегуляционную систему адекватно реагировать на холодовой раздражитель, если весь период бодрствования ребенок находится в теплой обуви. Невозможна тренировка химической и физической терморегуляции путем принятия прохладного душа, если в остальное время суток (более 23 ч) ребенок пребывает в помещении с температурой 22—25 °С, а поддержание тренирующего микроклимата пространства под одеждой затруднено еще и лишними слоями одежды.

В процессе закаливания необходимо последовательно сочетать основные средства воздействия как в семье, так и в санаторном детском саду:

- воздушные ванны. Применяются как местные, так и общие при утренней гимнастике, во время прогулок и игр на свежем воздухе, на физкультурных занятиях, при ходьбе босиком и т.д. Начинать целенаправленное воздействие на организм воздушными ваннами рекомендуется при температуре воздуха +23°С. Усиление режима воздействия происходит за счет снижения температуры воздействия и увеличения площади открытых участков тела, одновременно увеличивается продолжительность процедуры.

- солнечные ванны. Рекомендуется начинать после предварительной подготовки организма воздушными ваннами. Данную процедуру необходимо проводить в утренние часы с 10:00 до 12:00 и в вечернее время 16:00 до 18:00. Дети солнечные ванны начинают с солнечной тени при температуре +23°С и только через 2-3 дня можно переходить к приему общей солнечной ванны 4-5 дней по 10-15 минут.

- водные процедуры. По интенсивности воздействия на организм располагаются в следующем порядке: умывание, полоскание горла, контрастное обливание, обливание всего тела, душ и купание в открытом водоеме.

С целью успешной реализации закаливающих мероприятий следует повышать грамотность родителей в данной вопросе. Для этого необходимо на базе санаторного детского сада не менее 1 раза в полугодие организовывать встречи родителей с медицинскими работниками, педагогами и руководителями по физическому воспитанию.

свернуть

Время возобновления выполнения физических упражнений в зависимости от перенесенной болезни

• ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная) ‑ через 6‑7 дней. Необходимо соблюдать осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи, коньки) и плаванием в связи с опасностью охлаждения тела;

• аппендицит ‑ через 14‑15 дней. Сохраняется осторожность в занятиях упражнениями, требующими напряжения сердечно-сосудистой системы;

• бронхит острый (инфекционный) ‑ через 6‑8 дней. Следует остерегаться резкого охлаждения дыхательных путей при выполнении физических упражнений;

• воспаление легких (катаральное и крупозное) ‑ через 12‑ 14 дней. Необходимо остерегаться резкого охлаждения дыхательных путей при выполнении физических упражнений, шире использовать дыхательные упражнения;

• грипп (тяжелые формы) ‑ через 10‑12 дней. Необходимо соблюдать щадящий режим нагрузок, особенно в упражнениях, требующих напряжения сердечно-сосудистой системы, избегать переохлаждения;

• корь ‑ через 14‑16 дней. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием;

• отит (острый) ‑ через 14‑16 дней. Запрещаются занятия плаванием, а также упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, кувырки);

• скарлатина ‑ через 30‑40 дней. Физическая нагрузка на занятиях должна увеличиваться постепенно. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием;

• дифтерия ‑ через 30‑35 дней. Необходим систематический контроль за деятельностью сердца, постепенное повышение нагрузки на занятиях.

свернуть

Специфика проведения утренней гимнастики с часто и длительно болеющими детьми

1. При проведении утренней гимнастики с ослабленными детьми не рекомендуется резкое увеличение или уменьшение физической нагрузки, бег должен постепенно переходить в ходьбу, во время бега следует избегать внезапных остановок (это приводит к падению артериального давления в сосудах мозга, что может вызвать обморочное состояние).

2. С осторожностью нужно включать в комплекс наклоны и повороты. При этом необходимо следить за общим состоянием ребенка (отмечать признаки физического утомления – учащенное дыхание, покраснение кожи лица и шеи, слабость, потливость).

3. Уменьшать количество повторений интенсивных движений, особенно таких, как прыжки (на месте и с продвижением вперед, со скакалкой), элементы акробатических упражнений (например, «велосипед»).

4. При выборе дозировки физических упражнений индивидуально-дифференцированный подход требует учитывать уровень физической подготовленности детей (со средними или низкими показателями).

свернуть

Методические рекомендации по проведению корригирующей гимнастики с воспитанниками от 3 до 7 лет

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста о ослабленным здоровьем, особое внимание следует уделять формированию навыка рационального дыхания. Дети с заболеваниями органов дыхания (бронхиальная астма, пневмония, хроническая туберкулезная интоксикация) отличатся частым и поверхностным дыханием с ослабленным выдохом.

С целью воспитания навыка глубокого дыхания, укрепления дыхательной мускулатуры и усиления выдоха, необходимо систематически применять специальные упражнения, с удлиненным, выходом и произношением гласных – «А», «О», «У», «Ю», «Я» и шипящих звуков: «Ш», «С», «Ч» и др. Звуки следует произносить только при удлиненном выходе. Такой акцент уменьшает спастическое сокращение мышц бронхов и способствует полноценному дыхательному обмену.

С целью приобретения навыка правильного дыхания через нос необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения, акцентируя внимание детей на глубоком вдохе и выдохе.

Систематическое применение специальных дыхательных упражнений оказывает положительное влияние на работу органов дыхания (восстановление нарушенного акта дыхание, его ритма и глубины) и кровообращения, укрепляет дыхательный аппарат, способствует формированию умения управлять своим дыханием, а также ликвидирует застойные явления в легочной ткани и ряд других нарушений, вызванных у детей с различными заболеваниями.

Содержание каждого комплекса дыхательных упражнений необходимо включать различные движения, содействующие развитию и укреплению мышц туловища, рук, ног и шеи и улучшающие работу органов дыхания и кровообращения (ходьба о глубоким дыханием, приседания, повороты пр.)

Особое внимание следует уделять правильному дыханию в зависимости от характера упражнения. При поднимании рук вверх и в сторону, отведении их назад делается вдох, при сведении рук вперед, вниз необходимо сделать выдох. При приседании следует делать глубокий выдох, а при вставании - глубокий вдох.

Трудность выполняемых упражнений и дозировка должны соответствовать возрасту детей. Младшим следует выполнять в медленном темпе упражнения, имитирующие различные звуки; старшим - общеразвивающие упражнения с акцентом на удлиненный, усиленный вдох и выдох. Приведенные ниже комплексы дыхательных упражнений составлены с учетом возраста и физической подготовленности детей. Указанная в комплексе дозировка и темп выполнения упражнений являются наиболее оптимальными. Воспитатели детских садов могут использовать эти комплексы для формирования навыка правильного дыхания у дошкольников с ослабленным здоровьем.

На занятиях физическим воспитанием с детьми дошкольного возраста с ослабленным здоровьем особое внимание следует уделять формированию навыков правильной осанки, коррекции ее нарушений, предупреждению и исправлению дефектов опорно-двигательного аппарата. Правильное техническое выполнение различных физических упражнений, статических положений учебных и трудовых заданий, имеет больше оздоровительное, гигиеническое и эстетическое значение.

При правильной осанке детей туловище и ноги прямые, голова поднята, грудная клетка развернута, плечи слегка отведены назад, живот подтянут. Нарушения в осанке придают телу некрасивую форму и ухудшают физическое развитие детей, а также отрицательно влияют на деятельность внутренних органов. Уменьшение амплитуды движений грудной клетки и диафрагмы, которая наблюдается у детей с дефектами осанки, нарушает функцию органов дыхания. При этом ухудшаются условия для работы сердечно-сосудистой системы. Уменьшение колебаний внутрибрюшного давления отрицательно влияет на работу органов пищеварительной системы. У детей с нарушениями осанки часто наблюдается плохой аппетит и сон. Внимание у таких детей понижено, движения не координированы. Поэтому целенаправленная работа по формированию навыка правильной осанки и по коррекции ее нарушений у детей дошкольного возраста имеет большое значение. Если в дошкольные годы не заботиться о формировании правильной осанки, то с возрастом все труднее и труднее формировать правильную осанку.

Привитие навыка правильной осанки, предупреждение и исправление ее нарушений является сложным и длительным процессом, требующим постоянного внимания и контроля за правильным положением тела при выполнении различных движений. Поэтому все взрослые, окружающие детей, должны принимать активное участие в формировании у них навыка правильной осанки.

Основными причинами нарушения осанки являются: неправильная походка с опущенной головой и сидение с опущенными плечами и согнутой спиной; привычка детей стоять с опорой на одну ногу и сидеть с опорой на один локоть. Поэтому необходимо во время выполнения любых движений постоянно следить за правильным положением тела детей.

Для формирования правильной осанки детей большое значение имеет мебель, которая должна подбираться в соответствии с ростом ребенка. Если стол слишком высок, то, чтобы положить руки на стол, ребенок вынужден поднимать плечи. Это приводит детей к быстрому утомлению, заставляет искать удобную позу, опуская при этом одну руку и плечо. Такое положение тела ведет к искривлению позвоночника. Если стол слишком низок, то ребенку приходится низко наклоняться, опускать голову и плечи, что ведет к сутулости.

Одним из наиболее эффективных средств формирования правильной ооанки являются (физические упражнения, которые делятся на две основные группы: упражнения, способствующие формированию правильной осанки и упражнения, специально направленные на воспитание правильной осанки. Специальные упражнения для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений подразделяются на три основные группы: упражнения у вертикальной плоскости, упражнения с удержанием предмета на голове; упражнения в равновесии. Эти упражнения необходимо включать не только в содержание занятий по физической культуре, но и в комплексы утренней гимнастики и физкультминуток, проводимых ежедневно о детьми дошкольного возраста.

Упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости (у стены, у двери с ровной поверхностью), способствуют формированию и созданию у детей дошкольного возраста представления о правильной осанки в положении основной стойки и при выполнении различных упражнений.

Приведенные упражнения способствуют формирование и закреплению навыка правильного удержания головы и туловища у дошкольников. Навык правильной осанки, особенно удержание головы, следует закреплять, выполняя упражнение с удержанием на голове различных предметов. В качестве груза для удержания можно попользовать мешочки о песком, мелкой галькой и желудями, весом до 2000 г; деревянные кубики, кружки, резиновые мячи, деревянные и резиновые кольца. Упражнения выполняются на месте и в движении со сменой положения рук.

Программа по физической культуре для каждой возрастной группы детского сада предусматривает целый ряд упражнений в равновесии. Методические требования и указания к удержанию вертикального равновесия во время выполнения различных упражнений в большинстве случаев совпадает с требованиями, предъявляемыми к правильной осанке. Упражнения в равновесии в большой мере способствуют закреплению и совершенствованию этого навыка в условиях двигательной деятельности, чем упражнения, направленные на формирование правильной осанки, поэтому именно они являются эффективным средством формировавши правильной осанки и коррекции ее нарушений.

Наиболее частые нарушения осанки у детей дошкольного возраста: круглая, кругловогнутая, плоская спина и плоскостопие.

Круглея спина характеризуется увеличением грудного кифоза (изгиба) позвоночника, уменьшением шейного и грудного лордоза и приводит к сутулости. При этом дефекте грудь западает, плечи наклоняются вперед и свисают, лопатки отступают назад, живот выпячивается. Кругловогнутая спина отличается увеличением грудного кифоза и поясничного лордоза. При этом происходит уплощение грудной клетки, живот выступает вперед. Плоская спина характеризуется уплощением всех физиологических изгибов. Уменьшаются рессорные свойства позвоночника, что может привести его к изгибу во фронтальной плоскости - сколиозу (боковому искривлению позвоночника).

В зависимости от отдела позвоночника и места выпуклой части дуги искривления, сколиозы различают: правосторонний грудной и левосторонний поясничный.

Плоскостопие – это уплощение свода стопы. Оно выявляется по отпечатку стопы на бумаге, для чего необходимо подошвенную часть стопы смачивать красящим веществом (синькой) и ставить ребенка ногами па бумагу. При плоскостопии отпечаток стоп не имеет внутренней выемки. При уплощении свода стопы происходит натяжение связок и подошвенного нерва, что вызывает быстрое утомление ног. Плоскостопие сопровождается болевыми ощущениями во время ходьбы, бега и прыжков.

Перечисленные выше дефекты осанки наиболее часто наблюдаются у физически ослабленных детей дошкольного возраста, не занимающихся физическими упражнениями.

Предупреждение и коррекция дефектов осанки является важнейшей задачей физического воспитания, которая заключается в рациональном применении физических упражнений и в соблюдении гигиенических условий жизни в санаторном детском саду и дома. Систематические занятия физическими упражнениями и несложные соблюдения гигиенических требований способствуют выработке у дошкольников навыка правильной осанки и улучшаю общее состояние ребенка, функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют мышцы опорно-двигательного аппарата.

Для коррекций нарушений и устранения дефектов осанки необходимо в режиме дня детского сада использовать общеразвивающие упражнения для мышц рук, ног и туловища, выполняемые из различных исходных положений (стоя, лежа, сидя, ни четвереньках, в упоре на коленях). В положении лежа и лежа на спине можно использовать следующие упражнения: отведение и приведение ног; круговые движения ногами в положении лежа, поднимание и опускание туловища; прогибание туловища. Необходимо широко использовать статические упражнения в положении прогнувшись.

Формирование правильной осанки, предупреждение и коррекции ее нарушений - длительный процесс с многократным объяснением и показом упражнений. На каждом занятии с целью создания у дошкольников четкого представления о правильной осанке и сознательного отношения к упражнениям, необходимо проводить беседы, объясняя и показывая упражнения тем самым обучая детей правильной осанке. Большое внимание следует уделять упражнениям, выполняемым с касанием стены и гимнастической палки. Дети выполняют упражнения перед зеркалом, сохраняя правильную осанку. Для воспитания мышечно-суставного чувства, правильной осанки необходимо широко использовать упражнения у стены с касанием стены затылком, спиной и пятками. Затем ребенку предлагаются стойки от стены и вернуться, приняв правильное положение.

В процессе выполнения упражнения на осанку следует неоднократно фиксировать внимание ребенка на правильности позы и сразу исправлять ошибки.

При боковом искривлении позвоночника (сколиозе) широко используются упражнений для укрепления мыщц туловища, выполняющиеся из положения стоя, лежа и лежа на спине.

Дети дошкольного возраста, имеющие дефекты в осанке, не освобождаются от занятий по физической культуре. Они должны посещать дополнительные занятия в специальных группах коррегирующей гимнастики. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны заниматься в специальных кабинетах лечебной физкультуры в стационарах.

В санаторном детском саду дети, имеющие 2, 3 и 4-ю группы здоровья, нуждаются в индивидуальном подходе на физкультурном занятии, более пристальном наблюдении медицинских работников при организации закаливающих мероприятий.

Состояние здоровья после перенесенных заболеваний определяет врач, он же дает рекомендации относительно физических нагрузок.

На занятии для детей, ослабленных болезнью, не рекомендуется резкое увеличение или уменьшение физической нагрузки, бег должен постепенно переходить в ходьбу, во время бега следует избегать внезапных остановок (это приводит к падению артериального кровяного давления в сосудах мозга, что может вызвать обморочное состояние). Во время выполнения общеразвивающих упражнений при изменении положения тела, особенно при переходе из положения стоя в положение лежа и наоборот, у ослабленных болезнью детей наблюдается большой подъем пульса, нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение. Поэтому при подборе исходных положений следует соблюдать принцип постепенности: сначала предлагать детям упражнения в положении лежа, затем — сидя и в конце — стоя. С осторожностью нужно включать в комплекс наклоны и повороты. При этом необходимо следить за общим состоянием ребенка (признаки физического утомления — учащенное дыхание, покраснение кожи лица и шеи, слабость, потливость).

Для ослабленных детей уменьшают количество повторений интенсивных движений, особенно таких, как прыжки (на месте и с продвижением вперед, в длину и в высоту с разбега, со скакалкой), элементы акробатических упражнений («березка», «кораблик», «велосипед», «ласточка»), ограничивают участие в подвижных и спортивных играх (баскетбол, футбол, хоккей и др.), играх-эстафетах. При выполнении этих упражнений у детей отмечается значительное увеличение частоты пульса и удлинение его реституции (восстановления). Возбудимость пульса у ослабленного ребенка может составлять на занятии до 20% по сравнению с исходной величиной.

При уменьшенной физической нагрузке в связи с нарушением функции терморегуляции и понижением иммунитета такие дети занимаются в обычной одежде и обуви. Вопрос о переходе на спортивную форму одежды решает врач для каждого ребенка индивидуально.

Установлено следующее время возобновления выполнения физических упражнений в зависимости от перенесенной болезни:

• ангина (катаральная, фолликулярная, лакунарная) ‑ через 6‑7 дней. Необходимо соблюдать осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи, коньки) и плаванием в связи с опасностью охлаждения тела;

• аппендицит ‑ через 14‑15 дней. Сохраняется осторожность в занятиях упражнениями, требующими напряжения сердечно-сосудистой системы;

• бронхит острый (инфекционный) ‑ через 6‑8 дней. Следует остерегаться резкого охлаждения дыхательных путей при выполнении физических упражнений;

• воспаление легких (катаральное и крупозное) ‑ через 12‑ 14 дней. Необходимо остерегаться резкого охлаждения дыхательных путей при выполнении физических упражнений, шире использовать дыхательные упражнения;

• грипп (тяжелые формы) ‑ через 10‑12 дней. Необходимо соблюдать щадящий режим нагрузок, особенно в упражнениях, требующих напряжения сердечно-сосудистой системы, избегать переохлаждения;

• корь ‑ через 14‑16 дней. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием;

• отит (острый) ‑ через 14‑16 дней. Запрещаются занятия плаванием, а также упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, кувырки);

• скарлатина ‑ через 30‑40 дней. Физическая нагрузка на занятиях должна увеличиваться постепенно. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, свя-анные с натуживанием;

• дифтерия ‑ через 30‑35 дней. Необходим систематический контроль за деятельностью сердца, постепенное повышение нагрузки на занятиях.

свернуть

Методические рекомендации по проведению физкультминуток с воспитанниками от 3 до 7 лет

Во время занятий у воспитанников от 3 до 7 лет с ослабленным здоровьем быстро наступает утомление, ослабевает внимание, снижается работоспособность и интерес к заданиям. Одним из эффективных профилактических средств борьбы с этими явлениями служит проведение физкультминутки.

Физкультминутки - это кратковременные физические упражнения, которые проводятся с воспитанниками от 3 до 7 лет в перерыве или в середине занятия. Физкультминутки являются одной из форм активного отдыха, которая благоприятно влияет на восстановление и укрепление нервной системы, снимая у детей утомление, возникающее в результате продолжительной однообразной деятельности. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу органов кровообращения и дыхания, что способствует повышению улучшению умственной деятельности воспитанников, предупреждая возникновение утомления.

 Физкультминутки помогают воспитанникам, страдающим нарушениями осанки, опорно-двигательного аппарата, имеющим проблемы с моторикой, координацией движений, плохо ориентирующимся в пространстве. Эти состояния негативно сказываются на общем физическом развитии и состоянии здоровья, могут привести к гиподинамии. Поэтому физкультминутки являются средством переключения внимания воспитанников на другой вид деятельности, повышения их работоспособности.

Физкультминутки с воспитанниками от 3 до 7 лет желательно проводить весело и интересно как без предметов, так и с ними. Это могут быть мячи, надувные шары, цветы, флажки, гимнастические палки и скакалки. Физкультминутки можно проводить под счет, музыкальную или магнитофонную запись, под стихотворный текст.

Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления. Все упражнения должны быть просты по координации движений, веселыми, знакомыми и интересными для воспитанников, разными по форме и содержанию, включать упражнения на разные группы мышц. Выполняют упражнения от 1,5 – 2 до 2 – 4 минут.

Требования к проведению физкультминуток:

- детям должно быть удобно выполнять движения;

- упражнения должны выполняться по возможной амплитуде;

- следует учитывать степень утомления детей (увеличивать или уменьшать продолжительность упражнений).

С воспитанниками от 3 до 7 лет с ослабленным здоровьем физкультминутки на занятиях необходимо проводить чаще, чем со здоровыми детьми – до 2-3 раз.

С этой целью необходимо заранее составить специальные комплексы упражнений, содержание которых должны составлять 3-4 упражнения с поворотами туловища, с движениями рук и ног, активизирующих работу мышц.

Содержание комплексов включает простые, знакомые детям упражнения для мышц плечевого пояса, туловища и ног (поднимание рук вверх, круги, сгибание и разгибание рук, потягивания, приседания и полуприседания, наклоны туловища вперед, назад, в стороны и т.п.).

Варианты проведения физкультминуток с воспитанниками от 3 до 7 лет могут быть с включением:

 - общеразвивающих упражнений для крупных мышц, которые несли продолжительное время статическое напряжение (мышцы спины, живота, плеч, рук, таза). Закончить эту форму физкультминутки можно танцевальными движениями или подскоками. Каждое упражнение, которое включено в содержание комплексов повторяется для воспитанников 3-4 лет – 3-4 раза, 4-5 лет – 4-5 раз, 5-7 лет – 5-6 раз;

- подвижных игр малой интенсивности («Затейники», «Запрещенное движение», «Мы топаем ногами» и др.) в дозировке – 2-3 повторения.

 - дидактических игр с движениями таких, как «Вершки и корешки», «Зажги фонарик», «Когда это бывает?», «К названному цветочку беги!» и др., связанных по содержанию с тематикой занятия по определенной образовательной области («Ребенок и общество», «Ребенок и предматематика», «Ребенок и изобразительное искусство» и др.)

 - танцевальных движений под музыкальное сопровождение. По показу педагога и самостоятельно дети изображают движения зверей, птиц, явления природы (танцы снежинок, падающих листьев). Продолжительность движений составляет 1,5-2 минуты.

 - двигательных заданий и имитационных движений. Например, отгадав загадку о персонаже, дети могут изобразить отгадку движениями (как скачет зайчик, прыгает лягушка, скачет лошадка и т. д.), могут показать, как летит самолет, едет машина, передать повадки животных (кошка крадется, змея ползет, птичка клюет зернышки). Двигательную часть задания можно провести в форме задания-загадки: «Кто лазает по деревьям?», «Кто живет в лесу?» и др.

В работу по разучиванию физкультминуток могут быть привлечены родители. Для этого можно поместить перечень физкультминуток на месяц в информационный уголок для родителей в раздел «Учите с нами».

свернуть

Нестандартное физкультурное оборудование

Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Движения составляют основу практически всей деятельности ребёнка. Поэтому, сохранению и укреплению здоровья необходимо уделять особое внимание. Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Повышению двигательной активности способствует использование тренажеров и нестандартного оборудования.

Оборудование из бросового и природного материала (массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.) особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Нестандартное оборудование вносит элементы необычности, вызывает интерес детей к двигательной активности, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование нестандартного физкультурного оборудования позволяет решить следующие задачи:

1. Повысить двигательную активность детей.

2. Сформировать интерес к различным видам движений.

3. Совершенствовать навык самоконтроля.

4. Развить моторику у детей.

5. Развить такие качества, как самостоятельность, инициативу.

6. Развить воображение, фантазию.

Благодаря необычности, яркости, новизне таких пособий дети с удовольствием выполняют упражнения с ними и достигают хороших результатов. Не смотря на простоту изготовления, к нестандартному оборудованию предъявляются определённые требования. Оно должно быть: безопасным, эффективным, универсальным, компактным, эстетичным.

Несмотря на лёгкость использования нестандартного оборудования необходимо учитывать следующие принципы:

оборудование может быть использовано как на физкультурных занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей;

начинать упражнения от самых простых, постепенно переходить к более сложным, и разнообразить движения;

важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилось на одни и те же группы мышц;

в процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок;

с целью воспитания самостоятельности и активности целесообразно предлагать детям самим придумать упражнения, исходя из их физических возможностей и уровня двигательных навыков.

Применение нестандартного оборудования действительно способствует повышению интереса к двигательной активности, делает занятия физической культурой привлекательными и эффективными. Нестандартное оборудование использовать просто необходимо в организации детской деятельности.

свернуть

Квест-игра для педагогов «В поисках здоровья»

 

Цель: повышение квалификации педагогов в вопросах здоровьесбережения детей 

« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня наша с Вами работа пройдет в виде квест – игры. Квест – это командная игра, где команды перемещаются по точкам и выполняют различные задания. Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности.

Но прежде чем мы начнем, давайте поздороваемся друг с другом. Когда люди встречаются они говорят друг другу слово – « Здравствуйте!», что значит – будьте здоровы! Но это необходимо делать так: если я поднимаю ладонь красного цвета – надо пожать руки, если ладонь синего цвета – погладить по плечу, желтая ладонь – поздороваться (прикоснуться) спинами.

Ведущий: Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три составляющие – биологическая, психологическая и социальная. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей дошкольного возраста. Число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% от числа детей, поступающих в школу. И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Из выше сказанного, можно догадаться о задачах нашей квест игры, помогите мне их сформулировать.

Задачи: 

О какой проблеме сегодня пойдёт речь?

  1. Актуализация проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

О повышении какой компетентности может идти речь?

  1. Повышение компетентности педагогов в формировании здорового образа жизни детей;
  2. Способствовать сплочению педагогического коллектива на совместное достижение целей.

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.

Здоровый педагог – здоровый ребенок: психологический аспект.

Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым? », в большинстве случаев вы ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем. Потому что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие, психическое благополучие, социальное благополучие.

Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человек и заселить Землю. Стали они думать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным, другой – что здоровым, а третий – умным. Тогда один из богов возразил: «Если у человека все это будет, то он станет подобен нам».

И решили боги что-нибудь спрятать, и спрятали здоровье.

Сегодня я приглашаю вас искать здоровье.

И наши поиски начнутся прямо сейчас. По выполнению задания, вы будите получить подсказки-буквы и в конце мы сможем найти вопрос, где спрятано здоровье.

Правила игры.

1 задание

Предлагается записать на приготовленных листах бумаги задачи физического воспитания.

Задачи физического воспитания:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепления здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.

Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость) формирование правильной осанки.

Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.

Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья). Дается буква «Ч»

2 задание

Древние греки говорили: «В здоровом теле – здоровый дух» немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом, о чем они говорят? Презентация. Дается буква «Е»

3 задание

Педагоги каждой команды показывают 2 варианта физкультминутки.

Дается буква «Л»

4 задание

Блиц-вопросы

Необходимо найти правильный ответ из предложенных

Требования к условиям реализации программы дошкольного образования включают в себя:

А) сохранение физического и психического здоровья воспитанников

Б) сохранение только физического здоровья воспитанников

В) сохранение только психического здоровья воспитанников

Г) охрану и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья

воспитанников

В рамках охраны и укрепления здоровья воспитанников, учебная программа дошкольного образования призвана решить, в том числе,

задачу их:

А) социального благополучия

Б) эмоционального благополучия

В) этнокультурного развития

Г) социального развития

Овладение ребенком элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

относится к сфере его:

А) социально-коммуникативного развития

Б) познавательного развития

В) художественно-эстетического развития

Г) физического развития

Согласно требованиям учебной программы дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной

программы дошкольного образования и в целях сохранения своего здоровья, дети на этапе завершения дошкольного образования должны:

А) владеть навыками оказания первой помощи

Б) владеть умениями конспектирования детской научно-популярной литературы

В) соблюдать правила личной гигиены

Г) знать основы реализации проектной деятельности

Дается буква «О»

 

5 задание

 

 

  1. Спортивная командная игра в мяч, в которой игроки каждой из двух противоборствующих команд ударами ног и головы стремятся забить мяч в ворота противника. (футбол)
  2. Спортивная игра, проходящая на корте и заключающаяся в перебрасывании при помощи ракеток маленького мяча от одного игрока к другому через низко натянутую сетку. (теннис)
  3. Совокупность оздоровительных гимнастических упражнении по утрам. (зарядка)
  4. Система специально подобранных физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья. Вид спорта, заключающийся в выполнении сложных физических упражнений на специальных снарядах. (гимнастика)
  5. Сплошной или полый внутри шар из какого-либо упругого материала, отскакивающий при ударе о твердую поверхность, употребляющийся для игры. (мяч)
  6. Специалист по тренировке спортсменов. (тренер)
  7. Спортивный бег, а также некоторые виды гонок по пересеченной местности. (кросс)
  8. Узкие металлические полозья, прикрепляемые к подошвам обуви для катания по льду. (коньки)
  9. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. (здоровье)
  10. Вид легкой атлетики, быстрое, плавное движение, перемещение. (бег)

Получают букву «В»

6 задание

Предлагается вспомнить по 2 пальчиковые игры и продемонстрировать их.

Получают букву «Е»

7 задание

На столах лежат карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм?

Высказывания мудрых людей, живущих в разное время:"Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно". Л.Н. Толстой

* "Еще не ясно, в здоровом ли теле здоровый дух, или наоборот - высокий дух порождает здоровье". Ф.А. Абрамов.

* "Здоровье до того тревожит все остальные блага жизни, что поистине, здоровый нищий счастливее больного короля". А. Шопенгауэр. * "Нельзя лечить тело, не леча душу". Сократ.

Получают букву «К»

Как вы знаете, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников. Педагоги консультируют родителей, проводят беседы

Педагогические ситуации

  1. Прокомментируйте данный диалог.

Разговор двух мам:

- Мой ребенок стал ходить в детский сад и начал часто болеть. Я считаю, что виноваты в этом воспитатели: не присматривают хорошо за детьми.

- Ты права, мой ребенок не болеет, потому что мы сидим с ним дома.

Если бы вы, воспитатель д/с, случайно услышали такой диалог, как бы вы отреагировали?

  1. Мама привела ребенка в детский сад и увидела, что в группе открыта фрамуга, выразив недовольство воспитателю группы и выслушав доводы воспитателя, она обратилась в администрацию детского сада.

* Что могла ответить воспитатель на недовольство мамы?

* Права мама?

  1. Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: «Не хочешь – не ешь». Кто прав?
  2. Ребёнок не может привыкнуть к детскому саду: не ест, во время сна не спит, постоянно плачет. У родителей имеется ряд претензий. Они говорят, что педагоги не могут найти подход к ребёнку. На вопрос: соблюдается ли дома режим дня, родители отвечают, что соблюдается. Предлагаю высказать свои предложения и рекомендации, как выйти из этой ситуации.

 

Мы прошли с вами интересный путь. И ответьте на вопрос – нашли ли вы здоровье? Куда его спрятали боги? (Боги спрятали здоровье в самого человека). Хочется обратиться к еще одной притче. Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?”

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках»

В заключение прошу вас встать в круг. Закройте глаза, расслабьтесь, прислушайтесь к своему внутреннему миру. Скажите одним словом, какие эмоции, ощущения вызвала у вас данная игра. Решили ли мы поставленные задачи.

Заместитель заведующего

по основной деятельности                                             С.М.Пасынок

свернуть